X

12.03.2010 | Форма меняет вкус

Ценители вина не всегда придавали должное значение бокалам, считая, что истинного внимания заслуживает лишь то, что в них налито. Однако любому скептику, побывавшему на дегустации, подобной той, что в Тюмени устроил бутик вин «Три бокала», пригласив компанию Riedel, производителя эталонных винных бокалов, становится ясно, что бокал—это инструмент, позволяющий правильно передать «послание» вина и раскрыть лучшие вкусовые качества винограда. Еще издавна повелось, что в дизайне винных бокалов искусство преобладало над наукой.

В XVIII веке во Франции в то время как простой народ пил вино из тяжёлых приземистых кружек, аристократы пользовались красивой посудой—впрочем, придавая значение только внешнему виду сосудов для вина, а отнюдь не их способностям влиять на вкус благородных напитков. Победа красоты над функциональностью случилась при Марии Антуанетте, которая, согласно легенде, разрешила взять за образец форму своей груди при создании ставшего знаменитым бокала для шампанского, выполненного из севрского фарфора.

Дизайн бокалов для вина долгое время основывался исключительно на эстетическом восприятии этих изящных сосудов, но почти не принимал во внимание особенности напитков, для которых они были предназначены. В 1961 году в каталоге Riedel, возглавляемой в то время Клаусом Риделем, появилась коллекция винных бокалов различных форм и размеров, а в 1973 году в коллекции ручной работы Sommeliers был выпущен литровый Sommeliers Burgundy Grand Cru—необычный широкотелый сосуд, призванный подчеркнуть аромат Пино Нуар. С этого момента любой ценитель вина получил возможность почувствовать себя настоящим дегустатором, оценивая букет и вкус напитка благодаря великолепным бокалам соответствующего размера и формы. Сегодня тот факт, что вино воспринимается иначе, когда его подают в бокалах разной формы, уже никого не удивит. Эта разница может быть столь велика, что даже знатоки ошибочно принимают один и тот же напиток за разные. Ведь от формы бокала зависит то, как вино попадает на наш язык и нёбо, а также каким образом раскрывается его букет.

На языке различают четыре вкусовые зоны: сладкое чувствует кончик языка, рецепторы, воспринимающие кислоту, расположены по краям языка и под ним, соленый вкус ощущается рецепторами, идущими по бокам, а за горечь и терпкость отвечает корень языка. Размер и форма бокала, длина ножки, загнутая внутрь или, наоборот, вывернутая наружу кромка—все эти факторы влияют на ощущения, которые вино оставляет во рту. У бокала Burgundy Grand Cru из серии Риделя Sommeliers чаша вместительная, а край выгибается наружу. Такой край идеально подходит для того, чтобы направлять вино на кончик языка, тем самым подчёркивая во вкусе Пино Нуар сладкие фруктовые нотки и сглаживая кислоту.

Большой размер чаши увеличивает площадь соприкосновения вина с воздухом, что повышает интенсивность аромата или букета—особенно при вращении бокала. Бокал Bordeaux Grand Cru из той же серии размером чуть поменьше. Его отличает слегка загнутый внутрь край, направляющий вино к центру языка, что усиливает плодовый оттенок в каберне совиньон и позволяет сбалансировать фруктовые оттенки, кислоту глицерина и привкус танинов. При работе над столовым стеклом Ридель использует систематический научный подход. Дизайн бокалов создаётся не на чертёжной доске или компьютере, а в дегустационном зале. Для начала проводится ряд семинаров с участием виноделов и производителей крепких напитков, которые оценивают до 18 прототипов. Затем Георг Ридель, возглавляющий компанию с 1985 года, и его сотрудники сужают группу бокалов до нескольких претендентов, дорабатывают их характеристики и пропускают финалистов через новую дегустацию. «Я как дирижёр оркестра: могу добавить по желанию скрипок или барабанов,– говорит Ридель.– Главное, чтобы Бетховен у нас не зазвучал, как Штраус». Познакомиться с шедеврами винных бокалов Riedel, провести дегустацию и лично оценить их уникальность, а также приобрести их, Вы можете у официального представителя в Тюмени, бутике вин «Три бокала».

ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ